?

Log in

No account? Create an account
Фотограф Стив Ласмин

steve_lasmin


Фотограф Стив Ласмин

Профессиональная фотосъемка, ретушь и обучение


Previous Entry Поделиться Next Entry
текст для <lj user="photo_beginner">
Фотограф Стив Ласмин
steve_lasmin
Один мой друг и, кстати говоря, просто гениальный концертный (и не только) фотограф написал хорошую статью про "путь фотографа". Надеюсь, будет интересно :)
Оригинал взят у tsukasa в текст для <lj user="photo_beginner">
просто меня пробило на текст для комьюнити начинающих фотографов.

Доброго времени суток, меня зовут Аскар. Когда я увидел это комьюнити, у меня появилась идея поделиться здесь своими мыслями о том, как должен и как не должен учиться фотограф, что, на мой взгляд, надо делать, чтобы перестать смотреть на снимки мастеров и угрызаться тем, что это невозможно сделать.

Одна альпинистка когда-то давно рассказала мне, что их тренер на «стенке» считает, что «чайник - это либо на месяц, либо навсегда». Чтобы не быть чайником дольше разумного, надо стараться выбраться из этого состояния. Какие, на мой взгляд, подходы при этом не годятся:
Механическая магия. Коллекционировать приемы - вещь, в принципе, правильная. Но прием - это инструмент. Прежде, чем применить какой-то прием, требуется знать, чего вы хотите достичь по идее. Если вы не владеете логикой «идея → техническая реализация», то вы обречены опустить руки, когда ваша коллекция приемов бессильна перед вызовом новой идеи.

Фотография лица красивой девушки не равна красивой фотографии. Да, это создаст вам нешуточную популярность. Да, у вас будут получаться журнальные обложки. Но в типичной фотографии лица, как обычно, довольно мало вклада фотографа: все сделали стилист, визажист, папа с мамой и книжка, где рассказывается про то, куда что направить для бьюти-света. Остается нажать кнопку.

Копирование авторитетов и слияние с их стилем до степени смешения. Некоторые люди посвящают себя тому, чтобы полностью перекопировать стиль известного автора, будь это Илья Рашап или Брук Шейден. Казалось бы - эти люди тебе дают знания о «процессе», как раз тот самый путь от идеи до реализации. Но почему-то человек не хочет брать свою идею и получать свою реализацию. Он предпочитает дотошно воспроизводить своего «учителя» так, что в итоге картинки почти не отличаются. Он не будет строить этими инструментами свой дом, он отключит мозг и будет повторять учебное задание десять лет подряд. Проживя десять лет, он по-прежнему располагает опытом тех месяцев-двух, что он учился этой технике.

Съемка сердцем. Обычно - на интуиции и без особого желания что-то менять. Имеет человек право так делать? Как и во всех предыдущих случаях - да, имеет полное право. Просто ему нужно быть готовым к тому, что через десять лет карточки будут получаться такими же, как сегодня.

Участие в «фотографических прослойках», на «фотосайтах», «в ру_фото». Вместо того, чтобы познавать глубины и широты восприятия и создания изображения, человек выбирает себе «стойло», например: «фотограф фотопогуляшек, берущий недорого». У него, особенно в большом городе, достаточно легко появляются а) такие же, как он, что создает иллюзию «достижения определенного уровня», так как в среде одних и тех же нет особого человека, за которым можно, кусая локти от творческого бессилия, расти; б) контингент пользователей такого фотографа, который обеспечивает должный уровень симпафок, лайков, восхвалений гениальности и прочая. Чем плохо? Во-первых, стагнацией собственных знаний, во-вторых минимумом стимулов двигаться куда-то. Туда же относятся и все остальные «стойла» определенных жанров.

Ранние коммерческие связи. Позади курсы в той или иной фотошколе, куплен "пятак" и "портретник" - here you go! Группа вконтакте, прайс-лист, розыгрыши бесплатных фотосетов за репост, ценник как у взрослого. Чем плохо? Да тем, что, допустим, рынок выберет вас, а вы станете рабом рынка. Вы будете снимать то, что сможете, и как сможете. Вас вряд ли позовут снимать что-то крутое - следовательно, ваш рынок это обслуживание фотонужд достаточно нетребовательной публики. Безусловно, опыт это даст, а любой опыт - это однозначный плюс. Но далеко вы уйдете, выпрыгнув в коммерцию детских утренников и спорной интересности бытовых фотонужд? Никто не против лишней бумажки с Бенджамином Франклином или что там у нас на пятихатке изборажено, но вопрос - какой процент времени останется на саморазвитие? Судя по отзывам некоторых фотографов, не очень-то большой. Потому что лавстори, предметка, свадьбы, модельные тесты и так далее.

Теперь о том, какие шаги мне кажутся верными на основании личного опыта.

Техническая сторона. Понимание света и заработанный трудом опыт применения различных типов насадок. Хорошее понимание того, как поставить интересный, киношный, если хотите, свет. Многие студии просто-напросто не владеют нужным набором, поэтому каждая съемка - это своего рода импровизация «как собрать то, что мне нужно, из того, что есть». Студии ориентированы на коммерческие портреты длинноногих моделей в купальниках, поэтому если у вас кардинально отличающаяся задача, то вам может не хватить источников и насадок. Лучшее, до чего я пока додумался - использовать в студиях свой личный свет на базе вспышек параллельно со студийным.
Что посмотреть:
Joey L "Commercial Portraiture" на Creative Live (мы все знаем, где можно взять эти видео).
Joe Mc Nally. The Language of Light DVD
Joe Mc Nally. The Hot Shoe Diaries
Light, Science and Magic (книга)
Ну и до кучи - Марк Клейгорн, Портретная фотография, есть на русском.
Конечно же, strobist.blogspot.com.

Важно не столько то, насколько у вас пафосная вспышка, важно, какой вы делаете свет.

Дизайн изображения. Тут лучше сразу отложить на потом всякие там «фотографии как» и прочие чисто фотографические книги. Принципы дизайна изображения давно выработаны художниками. Художники могут позволить себе куда более сложные и навороченные конструкции, чем фотографы, так как имеют стопроцентный контроль над светом, цветом и композицией. Они знают назубок визуальный язык, те самые правила, которые многими порицаются за «догматичность». Это не догмы, это слова вашего изображения, которые вы можете сложить и использовать так, как вам нравится.
Что посмотреть и почитать:
James Gurney. Color and Light; Imaginative Realism. (книги)
Nathan Howkes. Designing with color and light (Schoolism, видео)
Jason Manley - лекции по композиции от conceptart.org, если где-то еще доступны.
Jason Manley - Jason Manley: Color and the Theory of Light
По фотографии мне нравятся книги
Michael Freeman, The Photographer's Eye: Composition and Design for Better Digital Photos; The Photographer's Mind: Creative Thinking for Better Digital Photos. Он выпустил еще две книжки, начинающиеся с этих же слов, но их покупать, как мне кажется, не очень обязательно.

Создание идеи. В основе сильного фото чаще всего лежит концепт. Абстрактный либо конкретный. Лично мне близки изображения с историей, напоминающие картины, хотя я пока и не могу похвастаться успешным примером такого фото. Умение превратить идею в конкретику требует усилий. Заметных. Если вы найдете себя посреди оптового рынка бутафорских цветов, торгующего только с организациями, и выдаете себя за агента одного из городских театров просто потому, что ваша подруга имеет там родственников, то вы на верном пути. Но опять-таки, прежде чем собирать физические компоненты, нужна идея. Мне нравится подход к созданию идеи у Брук Шейден, которые можно узнать из её видео на Creative Live "Fine Art Portraits with Brooke Shaden" и её же книжки Inspiration in Photography.

Знание фотоязыка. Область очень хорошо освоена киношниками, так что туда нам всем дорога. The Filmmakers Eye by Gustavo Mercado - неплохая книжка про типы кадров, которая поможет вам по-новому взглянуть и на кино, и на фото.

Знание фотошопа. Тут важно опять-таки не свалиться в омут механической магии «как сделать круто в два притопа и три прихлопа». То есть пожалуйста, конечно - однако понимая при этом, зачем и почему тут каждое движение, и как бы на тот или иной эффект посмотрел бы тот или иной художник. Лично мне нравятся сайты phlearn.com, psdbox.com, psdtuts.com.

Continious education. Одна из самых главных вещей на свете - нахождение в потоке информации непрерывно. Я держу на айфоне те или иные обучающие видео и постоянно смотрю их в дороге - это что касается тех видеопрграмм и книг, которые уже есть и которые стоит все проглотить. За неделю набегает почти целый рабочий день просмотра обучалок! Блоги всевозможных артистов, в частности всех вышеперечисленных, youtube-каналы - стоит этим заняться, заведя себе RSS-reader, как потом информация будет сама добираться до вас. Мои подписки можно посмотреть под небольшим катом:




Все эти люди не только делятся вдохновением, но и упоминают других людей. Так, по цепочке, можно создать себе изрядную информационную поддержку такой интенсивности, что только успевай разбираться.

Важно помнить - если вы просмотрели шесть часов видео, 90% из этого может показаться вам не то чтобы гиперактуальным на данный момент. Но такое изучение, во-первых, все равно поддерживает мозги в нужной форме, во-вторых, даже если за полтора часа я услышу одну фразу, что раскроет мне глаза и приподнимет мой уровень, я буду счастлив. Такие "зерна истины" чаще всего и попадаются во всех этих многочасовых мастерклассах.

Аналитика. Не ждите, пожалуйста, что вот вы отключите себе мозг, дадите деньги за крутой мастеркласс и завтра будете считаться гуру. Это рабство механической магии, хотя и лучше, чем ничего, конечно. Цикл самообучения получается примерно такой: задача → реализация (тут все обычно справляются). Дальше → идентификация проблем → поиск информации и ресурсов по закрытию проблем → повторение. Если увидели крутую обработку и крутой свет, не стесняйтесь, пишите автору очень вежливо - а как, собственно? А что посоветуете? Gurney, скажем, мне посоветовала Eve Ventrue, превосходный немецкий иллюстратор.

Второй момент в части аналитики - умение понять, как опытный фотограф чего-либо добился. После того, как базовые курсы композиции, дизайна изображения и цвета станут немного знакомы, интересные картинки можно просто разбирать на составляющие. Вот, например, божественный фильм Maleficent от создателя Аватара - там просто, что называется, бери и пользуйся, весь свет и все приемы налицо на стоп-кадрах.

Вот тут пишут часто - мол, покритикуйте в комментах. Все просто: пара-тройка источников по дизайну картинки, и в вашей голове включится такой критик, что никакие ЖЖ-юзеры близко не окажутся.

Снимайте то, что вас вдохновляет. Не снимайте того, что снимают все. Берете самое безумно-прекрасное, что вам попадалось, и копаете в эту сторону. Pinterest вам в помощь. Забудьте, о ужас, о том, что вы хотите заработать деньги, желательно года на три-четыре. Вам не будут платить за интересное. Вам будут платить за банальные ходовые попсовые фотографии, которые никогдашеньки не будут смотреться даже бледной перепечаткой ваших кумиров, будь то из Вога, Dark Beauty Magazine, портфолио Лоуренса или Рекуенко. Но все, что для этого нужно - позволить себе идти этой дорогой, она трудная и многолетняя, завтра вы не будете снимать образцово, хотя каждая новая небольшая победа будет радовать. Цикл попыток и повторений будет длинный. Это очень лениво, честно скажу. И это рискованно. Обломы, недовольные люди и потери в деньгах будут иметь место. Но когда есть некий фундамент теории, это уже не страшно: ты знаешь, что ты ошибся не потому, что все в принципе плохо, а просто потому, что не до конца въехал в принцип, и что ваш фундамент непоколебим, так как вы стоите на пяти-шестисотнелетней коллекции сведений о том, как создавать сильные изображения.

Зачем я все это пишу? Потому что, как ни странно, мне неинтересно было бы жить в мире, где четко есть "столпы" знаний и мелкая шушера под ногами, а между ними вечная пропасть. Рецепт творческой среды очень простой: сцена. Когда среда "кишит" большим количеством творческих людей и они как бы все вместе куда-то там растут. Поэтому если хоть один человек воспроизведет и преумножит изложенный опыт, это будет очень круто. Вопросы, пожелания и дополнения в комментах приветствуются ;)